Профилактика кризисных состояний

Информационно-профилактические буклеты ТЦСОН

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ В ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО: КАК ПЕРЕЖИТЬ ИХ ВМЕСТЕ"

У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.

Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:

Любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая.

Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка

Например:

· несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;

· ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);

· травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;

· тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);

· разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;

· неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).

Если ребенок находится длительное время в кризисном состоянии, то может возникнуть депрессия. Как же ее распознать?

Признаки депрессивных реакций у подростков

1. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.

2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.

3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.

4. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).

5. Вялость, хроническая усталость.

6. Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.

7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.

8. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление психотропных веществ.

Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки).

Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно. Насторожить взрослого могут следующие признаки в психологическом состоянии и поведении ребёнка.

свернуть

Вопросы родителю для прояснения состояния ребёнка

Варианты ответов: «Да» или «Нет».

Признаки возможного наличия суицидальных мыслей у подростка:

I. Эмоции

1. У ребёнка большую часть времени устойчиво сниженный фон настроения от подавленности до раздражения.

2. Вы наблюдаете у ребёнка высокий уровень тревоги. Насторожить родителей должны постоянное беспокойство ребенка, его повышенная тревожность, возможный интенсивный страх, ожидание беды.

II. Переживания

3. Переживания брошенности, ненужности, одиночества (например, ребёнок говорит: «Всем было бы лучше, если бы меня не было. Я всем приношу только вред»).

4. Чувство вины. Подросток допускает самоуничижительные высказывания, «копается» в себе, обвиняет себя в неудачах, неприятностях, проблемах.

5. Высказывается негативно о своей личности, окружающем мире и будущем: потеря перспективы будущего.

6. Подросток заводит разговоры о бессмысленности жизни, о смерти. Задаёт вопросы родителям «А как бы вы жили, если бы я не родился?», «А как вы будете жить, если меня не будет?»

III. Ощущения в теле

7. «Душевная боль». Чувство тяжести за грудиной – «душа болит». Она приносит реальные физические страдания, чаще наблюдается при подавленности, отчаянии.

IV. Поведение

8. Поисковые запросы в интернете и публикации на страницах в соцсетях на тему смерти, суицида, брошенности, непонятости указывают на то, что мысли о причинении себе вреда могут занимать ум ребенка.

9. Демонстрирует необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых).

10. Подросток символически прощается со своим окружением – просит у всех прощения, раздаривает вещи, особенно субъективно значимые для него.

Интерпретация: Если присутствуют хотя бы два ответа «да», есть вероятность того, что ребёнок имеет суицидальные мысли; в таком случае НУЖНО ПОГОВОРИТЬ С НИМ, чтобы прояснить его намерения и оказать эмоциональную поддержку, а также незамедлительно обратиться за помощью к психологу, врачу-психотерапевту.

свернуть

Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:

· Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком;

· Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).

· Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).

· Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.

· Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.

· Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях (см. в книге О.В. Вихристюк «Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?»).

· При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации)

Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.

Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Например, в большинстве случаев завершенных подростковых суицидов родители отмечали, что у ребёнка был грустный голос или он пришёл из школы заплаканный, но они не придали этому должного значения. Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело.

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии

— Успокоиться самому.

— Уделить внимание ребёнку.

— Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

— Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.

— Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки:

Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»

Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»

Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии:

1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»

2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным…», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую

очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, чтопроисходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»

6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»

Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к психотерапевту или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.

И помните:

1. То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.

2. У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.

3. Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни. 

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ"

Количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с каждым годом неуклонно растёт.  В отличие от взрослого ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, умений и навыков, способностей и сил, которые необходимы для разрешения возникших сложных ситуаций. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы подсказал, направил, поддержал.

Каждому педагогу важно знать, что к детям, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, относятся:

  • оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • дети с особенностями психофизического развития;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети-жертвы насилия;
  • дети, проживающие в малообеспеченных семьях;
  • дети, находящиеся в социально опасном положении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивого привычного образа жизни, что сказывается на поведении ребенка и его жизнедеятельности. К особенностям поведения учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится следующее:

  • наблюдаются резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии;
  • характерна замкнутость, необщительность, отстраненность от коллектива сверстников, категорическое нежелание идти на контакт;
  • резко снижается успеваемость;
  • систематически приходят в школу не отдохнувшими, без необходимых школьных принадлежностей;
  • систематически опаздывают на учебные занятия без уважительных причин;
  • постоянно пропускают учебные занятия ссылаясь на непонятные и странные обстоятельства;

Для преодоления ребенком трудной жизненной ситуации, в которой он находится, необходима совместная комплексная организованная системная работа педагогов учреждения образования. Педагогу стоит обратить внимание на следующие моменты в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации:

  • Вести систематический контроль за посещаемостью учебных занятий;
  • Своевременно информировать классного руководителя об успеваемости и пропусках;
  • Своевременно информировать специалистов СППС о резких изменениях в поведении и эмоциональном состоянии;
  • Оказывать педагогическую поддержку в преодолении трудностей в обучении;
  • Очень важно детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, стимулировать принимать участие во внеурочной работе, занятиях в кружках, секциях, факультативах, экскурсиях;
  • Создавать теплый, доверительный микроклимат в классе для комфорта таких детей. Это можно достичь посредством корректного педагогического общения и недопущения случаев унижения, при этом не стоит выносить проблемы на обозрение окружающих;
  • Опираться на положительные стороны личности учащегося. Допустим, поведение ребенка изменилось в худшую сторону, снизилась мотивация учения, а отношение к вашему предмету стало отрицательным. В этот момент, важно помнить! Ребенок – жертва сложившейся жизненной ситуации. Не стоит кардинально менять мнение о нем, принимать его негативное отношение на свой личный счет. Поговорите с ним наедине. Ведь стоит разобраться и понять, что случилось, почему возникают проблемы с учебой, каким образом вы можете ему помочь. Да, будьте строги, но справедливы, корректны и неравнодушны;
  • Очень важно детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, стимулировать, формировать у них веру в себя, поддерживать эмоционально. Ведь в руках учителя великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в себя и лучшее будущее, а может и уничтожить.

Не забывайте, что педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

свернуть