Профилактика экстремистского поведения молодежи

ЧВК "Редан". Что делать родителям

В различных городах республики прошли задержания лиц причисляющих себя к ЧВК «Редан»

28.02.2023 в Гомеле пресекли попытку проведения массовой акции ЧВК «Редан» с участием несовершеннолетних. Задержано 200 человек.

         В тот же день, в Бресте установлены и вызваны на профилактические беседы 18 жителей областного центра, участники группы ЧВК «Редан». 

01.03.2023 в Бресте по призывам, опубликованным в социальных сетях и мессенджерах, вблизи крупных торговых центров собрались сторонники так называемого ЧВК «Редан». Без применения физической силы в органы внутренних дел доставили 52 человека, 42 из которых – несовершеннолетние. В настоящее время в отношении доставленных проводится проверка, их действиям дается правовая оценка.

01.03.2023 в различных городах республики прошли задержания лиц причисляющих себя к ЧВК «Редан».

В последние дни в СМИ стала распространяться информация о новой молодежной субкультуре «ЧВК Редан». Ее представители носят черную одежду с изображением паука (потому называют себя «пауками») и, предположительно, устраивают массовые драки.

Неформальная группировка под таким названием появилась стихийно нынешней зимой, хотя есть основания считать, что первые группы в соцсети «ВКонтакте» были созданы еще летом 2022 года.

Первые упоминания были с «ЧВК Редан» связаны с дракой в одном из торговых центров в Москве. Что касается названия «ЧВК Рёдан», то наиболее распространенная версия такова: это связано с преступной организацией «Геней Рёдан», получившей популярность благодаря японскому аниме-мультсериалу Hunter х Hunter («Охотник х Охотник»), который выходит с марта 1998 года.

ЧВК «Редан» (к частным военным компаниям они не имеют никакого отношения, аббревиатура выбрана для пафоса) ворвались в информационную повестку так молниеносно, что застала врасплох родителей по всей стране. Новая субкультура объявила войну футбольным фанатам, мигрантам и скинхедам. Внешние отличия субкультуры – изображение паука с цифрой 4 на спине (это символика из аниме), черная одежда, длинные волосы. В основном представителям группы около 15 лет (Аббревиатура ЧВК расшифровывается как «частная военная компания» и у многих ассоциируется с «Группой Вагнера», участвующей в СВО. Однако, по словам самих подростков, в данном случае военные компании ни при чем, а ЧВК в названии фигурирует «просто для прикола»).

Вместе с тем, существует и другое мнение — о том, что это просто группа подростков, которые считают себя неформалами и объединяются в поисках друзей, а националистические высказывания и контент и драки под видом «пауков» устраивают другие люди. Уточняется, что администратор сообщества в соцсети «ВКонтакте» «сам нерусский», так что о разжигании межнациональной розни не может быть речи.

В информации о группе тоже подчеркивается, что она «не пропагандирует терроризм, суицид, самоповреждения, наркотики, насилие и другие противоправные действия», а также не связана «с политикой, религией и национализмом» и не призывает нарушать законы, а создана исключительно «в развлекательных целях». Более того, за разжигание ненависти грозят забанить. Правда, при этом почти под каждым постом хотя бы несколько человек оставляют ругательства, оскорбления и мат.

Интерес к анимешниками у милиции неслучаен. Хоть вчерашние хипстеры на первый взгляд и кажутся вполне безобидными, на волне хайпа они начали организовывать группы в соцсетях, где выкладывают свои драки. Что интересно, в большей части этих видео, анимешники из этих потасовок выходят проигравшими.

Уважаемые взрослые, не игнорируйте новые предметы и аксессуары у детей, которые вы раньше не видели, особенно вас должны насторожить должны вещи с пауками и цифрой «4». Кроме того, проведите беседу, напомнив ребенку, что жестокость и агрессивность может привести к печальным последствиям. Убедите ребенка, что не надо начинать драки или отвечать на провокации, так как можно причинить кому-то травму, пострадать самому или получить проблемы с законом.

Родители, уделяйте также как можно больше внимания детям и их интересам, не игнорируйте странности в поведении и проявление агрессии. Не забывайте лишний раз позвонить своему ребенку и узнать, где и с кем он находится. Проверяйте социальные сети детей, в частности, с кем ребенок общается, а также в каких группах состоит. Кроме того, расскажите, к чему может привести участие в подобных движениях. Возможно, именно благодаря вашей заботе и вниманию ребенок сможет избежать неприятностей.

 

Ответственность:

«Подростки до 16 лет могут получить предупреждения с постановкой на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних. Тем, кто старше 16 лет, дополнительно грозит административная ответственность».

Статья 17.1. Мелкое хулиганство

Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

  1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

  1. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

Статья 339. Хулиганство

  1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), –

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

  1. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), –

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок от одного года до шести лет.

  1. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство) –

наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 342. Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них

  1. Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

  1. Обучение или иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются арестом или лишением свободы на срок до двух лет.

 

свернуть

⚡️⚡️⚡️ВНИМАНИЕ-РОДИТЕЛИ! В социальных сетях появляются паблики «ЧВК Рёдан» с привязкой к Бресту

 

📢 Молодежные движения не знают границ. Настоящей чумой 2023 года стало новое течение «ЧВК Редан», которое зародилось в России, а затем распространилось на города Украины.

📈Сегодня последователи активно появляются в Беларуси, в том числе в Бресте. Они создают в социальных сетях группы, в которые вовлекают молодых людей. Все бы ничего, но участие в движении таит в себе массу опасностей. Страшно, что в одной из таких брестских групп уже несколько десятков несовершеннолетних участников, которые ведут между собой активную переписку.

🐥Есть версия, что в данном движении подростки-неформалы борются с людьми, которые считают их внешний вид неправильным, женоподобным. Так, первые задержания подростков, которые относят себя к молодежной культуре «ЧВК Рёдан», произошли в России. Причиной стали массовые драки в торговых центрах.

👮‍♂️Правоохранители, в свою очередь, проведут профилактические беседы в учреждениях образования и будут следить за обстановкой на улицах, дабы пресечь преступления и правонарушения.

❗️Во избежание печальных последствий, правоохранители рекомендуют родителям проявить пристальное внимание к своим детям. Насторожить должны вещи с пауками и цифрой четыре. Уважаемые мамы и папы, не игнорируйте новые предметы и аксессуары у детей, которые вы раньше не видели.

❗️Кроме того, проведите беседу, напомнив ребенку, что жестокость и агрессивность может привести к печальным последствиям. Убедите ребенка, что не надо начинать драки или отвечать на провокации, так как можно причинить кому-то травму, пострадать самому или получить проблемы с законом.

❗️Проверяйте социальные сети детей, в частности, с кем ребенок общается, а также в каких группах состоит. Кроме того, расскажите, к чему может привести участие в подобных движениях. Возможно, именно благодаря вашей заботе и вниманию ребенок сможет избежать неприятностей.

свернуть

Борьба с терроризмом

 

Терроризм – одно из опаснейших явлений современности. Терроризм не знает границ, он угрожает международному миру и безопасности, сеет страх, ставит под угрозу дружественные отношения между государствами, угрожает жизни, здоровью и правам человека, свободам и демократическим устоям общества и государства. Поэтому для решения этой глобальной проблемы объединяются усилия многих стран мира.

Терроризм – один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия. Методы осуществления террористической деятельности весьма разнообразны, их сущность состоит в причинении страдания людям, уничтожении результатов их труда, материальных и духовных ценностей. Обязательное условие терроризма – резонанс террористической акции в обществе.

Основными причинами развития терроризма в современном мире являются бедность, недееспособность государств, отсутствие у больших общественных групп – этнических, религиозных, социальных – иных путей, методов, средств решения их политических, экономических, конфессиональных и прочих проблем.

Важными задачами стратегической политики антитерроризма являются:

  • борьба с бедностью, гарантии экономического роста в мире;
  • установление и поддержка стабильности и безопасности в отдельно взятых странах, регионах, мире в целом;
  • формирование толерантности и противодействие нетерпимости;
  • координация международных усилий в борьбе с терроризмом.

Современное международное право дает основу для борьбы с преступлениями, совершаемыми во время террористических актов, и привлечения к ответственности их исполнителей и организаторов. Документы ООН и ее специализированных учреждений (Международной морской организации,Международной организации гражданской авиацииМеждународного агентства по атомной энергии) вооружают международное сообщество правовыми средствами для принятия необходимых действий и способствуют созданию региональной национальной правовой базы для отражения угрозы международного терроризма и его преследования в уголовном порядке.

Борьба с терроризмом занимает важное место в деятельности региональных организаций – СНГСовета ЕвропыЕвропейского союзаОБСЕЛиги арабских государствОрганизации Исламская конференцияОрганизации американских государствШанхайской организации сотрудничества и др.

Государства ведут борьбу с терроризмом, осуществляя специальные и военно-технические мероприятия, направленные на снижение эффективности террористической деятельности, проводя идеологические и социально-психологические мероприятия, направленные на то, чтобы заручиться поддержкой большинства своих граждан в борьбе с террористами. Национальные правоохранительные органы и специальные службы, оперативно реагируя на изменения в тактике деятельности террористических групп и экстремистских организаций, активно разрабатывают новые формы и методы борьбы с террористической опасностью.

Государства заключают соглашения о выдаче захваченных или сдавшихся им террористов, об отказе в приеме угнанных транспортных средств, создают специальные подразделения для борьбы с террористами и охраны правительственных и посольских зданий, государственных деятелей и иностранных граждан, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, от террористических актов или их последствий. Разрабатываются новые технические средства борьбы с террористами.

Несмотря на то, что серьезность угрозы терроризма признается в большинстве стран мира, на пути создания эффективно действующей антитеррористической коалиции сохраняются серьезные препятствия международно-правового, политического, идеологического и морально-этического характера.

Республика Беларусь рассматривает международный терроризм как серьезную угрозу международной безопасности и поддерживает усилия международного сообщества по созданию необходимых условий для его искоренения. В Республике Беларусь создана значительная правовая база, регулирующая деятельность по борьбе с терроризмом, разрабатываются и реализуются соответствующие профилактические, режимные, организационные и иные меры, анализируются процессы в области незаконной миграции, обеспечивается контроль за пребыванием на территории Беларуси иностранных граждан и лиц без гражданства. Республика Беларусь осуществляет международное сотрудничество с другими иностранными государствами на основе двусторонних международных договоров межправительственного и межведомственного характера, на основании которых осуществляется взаимодействие правоохранительных органов Республики Беларусь с правоохранительными органами иностранных государств.

Профилактика экстремизма.

    Какие негативные факторы влияют на молодежь? Некоторые специалисты считают, что значительную роль в распространении идей о превосходстве отдельной группы лиц по национальному, религиозному, расовому и иному признаку играют виртуальные группы радикальной направленности в социальных сетях, а также распространение экстремистских материалов в сети Интернет. Зачастую средства массовой информации, осознанно или нет, раздувают костер экстремизма, размещая материалы, в которых криминальным или бытовым конфликтам навязывается национальная окраска, что способствует возбуждению национальной или религиозной ненависти, созданию негативного образа представителя этнических меньшинств.

  Рекомендации по профилактике экстремизма в молодежной среде, которые дают сотрудники милиции просты и доступны. Главное - серьезно подойти к проблеме молодежи. Как можно больше уделять внимание флэшмобберам. Разъяснять учащимся административную ответственность за участие в несанкционированных публичных мероприятиях, нарушениях общественного порядка, уголовную ответственность за совершение преступлений и правонарушений экстремисткой направленности. Противодействовать распространению материалов, в которых звучит угроза и подстрекательство к насильственным действиям в отношении лиц иной национальности, расы, или по признаку религиозной принадлежности, а также поощрение, оправдание геноцида, депортаций, репрессий в отношении представителей какой-либо нации и тому подобное. Вовлекать молодежь в общественно-полезную деятельность. Можно констатировать, что частое произнесение таких малопонятных молодежи иностранных слов как «экстремизм», «толерантность», «ксенофобия» только вызывает отторжение. А совместное участие в каком-то общем деле,  волонтерском движении, реализации проектов межнационального и культурного взаимодействия способствует проявлению взаимной поддержки, помогает лучше узнать друг друга, подружиться, что в конечном итоге является лучшей профилактикой конфликтов.

  Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

  - действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РБ.

  - Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

      Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве,  в частности в законе Республики Беларусь от 04.01.2007 г. №203-3 «О противодействии экстремизму», их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.     Кроме того, настоящий Закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму в целях защиты прав, свобод и законных интересов   личности, конституционного строя   и   территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечения безопасности общества и государства.

     В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры (лат. sub – «под» + культура).

 Существующие неформальные подростково-молодёжные объединения можно типологизировать на: гедонистско-развлекательные («наслаждение и развлечение»); спортивносоревновательные; профориентационные; эскапистские («уход от мира»); мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными поисками); коммерциализованные (сформированные для достижения прибыли); субкультуры социального вмешательства (все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов); примыкающие к ним лидерско-менеджерские; криминально-ориентированные.

    Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. «Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде. При этом следует отметить, что в группировки скинхедов попадает в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования. Маргинальные семьи в этой среде редкость. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограничены в общении с родителями в связи с их постоянной занятостью.

 Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.

   Ведь мы все живем в одном обществе. Вокруг нас тысячи, нет, даже миллионы, миллиарды людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять.

    Безусловно, сейчас значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтобы объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям. Мы должны научиться прислушиваться к мнению окружающих и признавать свои ошибки.

Что делать, обнаружив взрывное устройство или оказавшись в заложниках

Угроза, исходящая от взрывных устройств

Импровизированные взрывные устройства – это чаще всего самоделки. Данное понятие охватывает массу устройств наподобие ручных гранат, противопехотных мин или бомб, нашпигованных металлическими предметами.

Многие самодельные бомбы устроены по принципу противопехотных мин — если человек наступит на коробку, ее крышка опускается, замыкая электрическую цепь, и батарейки приводят в действие детонатор, подрывающий основной заряд.

Что же касается взрывчатого вещества, то порой это просто мешок с химическим удобрением, которое при детонации взрывается с большой силой. Мощные бомбы могут устанавливаться во многих местах — например, на обочине дороги, под дорогой в дренажной трубе, в припаркованном автомобиле. Их может транспортировать террорист-камикадзе. Иногда их даже подвешивают к ветвям деревьев, нависающим над дорогой.

Как действовать при угрозе, исходящей от взрывных устройств

Необходимо учитывать, что подозрительный предмет может быть устроен по образцу мины. Обходиться с ним следует в точности так, как с военными противопехотными минами.Никогда не пытайтесь не только передвинуть его, но и просто до него дотронуться. Помните, что взрывной механизм может приводиться в действие натянутой нитью, которая только и «ждет», чтобы ее задели. Поэтому даже не приближайтесь, чтобы разглядеть предмет поближе.

Теперь обратимся к устройствам иных типов и для начала разберемся, с какой целью и как их применяют. Приводят их в действие разными способами. Это может быть адская машина с таймером, поставленным на определенное время ‒ чтобы взрыв прогремел в момент конкретного события или просто чтобы подрывник успел отойти подальше. Бечевка, натянутая поперек дороги, может быть прикреплена к пусковому устройству бомбы. Чаще бомба соединена с электропроводом, который, бывает, тянется на сотни метров, а подрывник наблюдает за своей целью из отдаленного укрытия, чтобы запустить взрывной механизм в необходимый момент. Другой метод запуска взрывного устройства на расстоянии — подача радиосигнала. В данном случае у подрывника имеется небольшой передатчик, а в корпусе бомбы находится приемник. Устройство аналогично аппаратуре для дистанционного управления моделями самолетов или автомобилей, так что злоумышленник может легко приобрести нужный ему механизм в магазине игрушек.

Другой факт, который не лишне знать, это то, что бомбы часто закладываются парами, чтобы через какое-то время после взрыва первой из них взорвать вторую. Зачем? Дело в том, что люди ‒ особенно те, которых подрывник считает своими врагами — безусловно, соберутся на месте первого взрыва для аварийно-спасательных действий. Съедется масса машин и сотрудников силовых структур. Если они не будут достаточно осторожны, в определенный момент сработает второе взрывное устройство.

Если вы оказались поблизости от места взрыва, сдержите ваше природное желание приблизиться к нему, чтобы посмотреть или помочь спасателям.

Бомбы-ловушки

Бомба-ловушка ‒ это с виду безобидный предмет, устроенный так, чтобы убить или изувечить человека, его передвинувшего, поднявшего или произведшего какое-либо действие, для которого данный предмет в быту предназначен.

Например, взрыв может произойти при вскрывании письма или при попытке поднять с земли «потерянную» кем-то соблазнительную вещицу. Бомбы-ловушки могут разбрасываться на дорогах, возле колодцев, в домах, прикрепляться к красивым предметам, к которым человека так и тянет дотронуться. Никогда не прикасайтесь к привлекательным предметам, невинно лежащим где-либо.

Боеприпасы

Нередко боеприпасы оказываются утеряны вооруженными силами, а то и просто выброшены. Это может быть что угодно — от авиабомб и артиллерийских снарядов до ручных гранат и винтовочных патронов. Ко всем без исключения следует относиться с осторожностью. Неразорвавшиеся боеприпасы могут быть в очень неустойчивом состоянии. Взрывателю бомбы или снаряда может потребоваться всего лишь легкое прикосновение, чтобы сработать! Бывает, лежащую гранату достаточно просто поднять, чтобы ее предохранитель вывалился и граната рванула у вас в руках.

Как избежать угрозы взрыва боеприпаса

Предметы, о которых шла речь, легко узнать. Попытка сделать с ними что-либо или просто до них дотронуться — непростительное легкомыслие. Если вы наткнулись на такую вещь ‒ просто уходите. Но обязательно проинформируйте службу спасения по телефону 101 или 112.

Если вас захватили в заложники

Главной и самой трудной проблемой для заложника является страх неизвестности того, что последует. Момент захвата наиболее опасен. Захватчики нервничают, а жертва не всегда понимает, что именно происходит, так что ситуация легко может выйти из-под контроля. Поэтому вы должны держаться как можно более спокойно и собранно. Рекомендуется разговаривать с похитителями, если только разговоры не заставляют их нервничать еще больше. Важное правило, которому должен следовать каждый захваченный в заложники, ‒ это не помышлять о побеге. Ваше геройство может закончиться смертью от руки взвинченного члена группы захвата.

После захвата

Шок, вызванный захватом, ‒ главная физиологическая и психологическая проблема. Захват, если он произошел неожиданно, приводит к тяжелой моральной травме. В такой ситуации весь мир жертвы обращается в хаос и рушится: захватчики занимают позицию главенства и диктата, а заложник переживает глубокую депрессию.

Для жертвы важно осознать ситуацию и принять как данность, что она должна выполнять каждое данное приказание.

Забота о здоровье

Кем бы ни были захватчики и как бы убоги ни были условия вашего пребывания в заключении, вы должны приложить целенаправленные усилия, чтобы поддерживать ваше физическое и психическое здоровье. В связи с этим важно отметить следующее.

Вы вернее сохраните физическое здоровье, если будете принимать любую предложенную вам пищу, а не отказываться от нее, какой бы неприятной или отталкивающей она ни была для вас. Также следует заниматься физическими упражнениями, даже если вы в тесной камере.

Психическое здоровье лучше всего поддерживать, придерживаясь системы ваших личностных ценностей. Заставляйте свой разум работать любым подходящим для вас способом. Для этого надо делать сознательные усилия. Некоторые заложники провели долгое время в заключении, слагая в уме музыку или стихи. Полезно фокусировать такие мысли и планы на будущем, на времени, когда вы окажетесь на свободе. Если у вас есть возможность писать или читать, это вам очень поможет, однако одних лишь размышлений достаточно, чтобы достичь многого.

Поддержание самодисциплины жизненно важно для преодоления влияния на вас вашего нового окружения и вынужденного бездействия. Установите для себя и соблюдайте твердый распорядок дня, старайтесь быть опрятным и поддерживать чистоту в месте заключения.

Отношения с захватчиками

Не все преимущества на стороне захватчиков. Важно помнить, что для них заложник ‒ ценное пропагандистское оружие и защита от возможного нападения сил безопасности. Кроме того, заложник ‒ ключ к выполнению их требований. Мертвый заложник ценности для них не представляет. Если в заложниках находится группа людей, важно избрать одного из них, чтобы он выступал от имени остальных. Таким образом удастся выступать единым фронтом и не дать захватчикам играть с заложниками, используя их друг против друга.

Может возникнуть ситуация, когда жертве и захватчикам придется иметь дело с одними и теми же проблемами. В результате между ними нарастает взаимная симпатия и единство взглядов, известные под названием «стокгольмский синдром». Это название родилось после того как заложники, шесть дней продержанные грабителями в подвале банка, окруженного силами безопасности, стали относиться к полиции как к врагам, а к захватчикам ‒ как к своим защитникам!

Переговоры

Сверхважно осознавать, что переговоры о вашем освобождении уже ведутся и заложник не должен вмешиваться в этот процесс. Прежде всего, заложник не должен позволить внушить себе (а некоторые похитители пытаются это сделать), что весь мир забыл о нем.

Освобождение

Следующий период повышенного риска начинается при приближении вашего освобождения. У ваших захватчиков может возрасти нервное напряжение. Когда день освобождения наступил, вы должны действовать с очень большой осторожностью. Если конкретно:

  • относитесь с большим вниманием к приказам, которые дают вам захватчики;
  • без промедлений исполняйте эти приказы;
  • не делайте резких или неожиданных движений;
  • будьте настороже: если что-то пойдет не так, то вам, возможно, придется спасаться бегством;
  • готовьтесь к проволочкам и разочарованиям.

Правила поведения заложника

  • Сохраняйте спокойствие. Если захват неизбежен,
    примите это как данность и выполняйте данные вам приказы.
  • Примите как факт, что теперь вы заложник, и учтите изменение в обстоятельствах.
  • Подробно сообщите захватчикам о медикаментах или медицинских процедурах, которые вам прописаны.
  • Принимайте пищу, которую вам дают, даже если она неудобоварима.
  • Морально настройтесь на долгое ожидание — может пройти немало месяцев, прежде чем вас освободят.
  • Займите реалистическую позицию по отношению
  • ко всему, что вам сообщают ваши захватчики.
  • Систематически занимайте ваш разум конструктивными, положительными размышлениями.
  • Составьте расписание дня, включая программу физических упражнений, и придерживайтесь его.
  • Старайтесь следить за временем, даже если у вас отобрали часы.
  • Воспользуйтесь любыми удобствами и привилегиями, которые вам предоставят захватчики.
  • Поддерживайте чистоту насколько это возможно.
  • Наладьте, если это возможно, контакт с захватчиками и постарайтесь заслужить их уважение.
  • Избегайте возможного соблазна (и связанных с этим рисков) разделить политические взгляды ваших захватчиков.

Чего нельзя делать

  • Не настраивайте ваших захватчиков против себя, вы в их власти.
  • Не позволяйте втягивать себя в разговоры о противоречивых вещах, таких как политика или религия.
  • Не позволяйте себе впадать в уныние или излишний оптимизм.
  • Не пытайтесь прибегнуть к насильственным действиям или к словесной агрессии.
  • Не пытайтесь сбежать.
  • Не дайте внушить вам, что все о вас забыли.

Профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде

Методические рекомендации

     Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде. Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект): среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:

  • установки, предубеждения родителей;
  • взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);
  • влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.
  • стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе; Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:
  • представления, установки подростков;
  • индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);
  • эмоциональные особенности (состояние психического напряжения) Основные задачи профилактики экстремизма:
  • Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

 · Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

  • Повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;

 · Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;

  • Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения; · Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;

 · Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта. При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

   1. Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

   2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:

- дети из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально- экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально- нравственное насилие);

 - «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;

 - дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

- носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект. При организации профилактической работы важно учитывать социально- экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» - «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

- оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

 - создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

- разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

   При изучении таких школьных предметов, как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), обществоведение, использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. «Литература», «История» помогут обратить внимание учащихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили русскую культуру, и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств и возможностей как: · чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;

 · толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;

  • уважения прав других людей иметь разные точки зрения;

 · способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера;

  • умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;

 · осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.

   Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Основными мероприятиями могут быть:

- координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в учреждениях образования;

- организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;

- проведение классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на коллегиях, педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях;

 - проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;

 - организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся;

- оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся.     Педагогическим коллективам важно активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп. Проводить работу в этом направлении следует совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций. Следует организовать работу консультационных пунктов для учащихся и родителей с привлечением психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе. Работа с детьми и подростками по формированию правовой компетентности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей. Проводя профилактическую работу с молодежью, особенно с подростками, важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые подростково-молодежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.

свернуть